Зарождение промышленной эстетики и дизайна
Философы и мыслители ХVШ века, и, прежде всего, представители Просвещения, уже высказывали тревожные мысли по поводу противоречивого развития индустриального дизайн интерьера и производства и некоторых негативных последствий будущего прогресса машинного производства, техники, а также практической и эстетической ценности техники. Такие настроения находим в словах немецкого писателя И. Гете: "Эта машинизация, расширяющейся мучает меня и пугает; надвигается, словно гром с трудом; но ход ее начат, она подкрадется и захватит все". Поэтому большинство тогдашних ученых и писателей подносили значения этико-эстетического воспитания в новых условиях цивилизационного прогресса. Так, Ф. Шиллер в "Письмах об эстетическом воспитании человека" отмечал важное задание культуры, которое заключается в том, чтобы в материальном производстве форму, было подчинено эстетическим законам, ибо только с эстетической точки зрения, а не сугубо утилитарной, может совершенствоваться нравственность человека.
В XIX веке благодаря трудам немецкого теоретика искусства, архитектора Г. Земпера, а также английских ученых Д. Рескина (1819 - 1900) и У. Морриса (1834 - 1896) разрабатываются научные теории промышленного искусства, которые по-сути, начинают формирование технической эстетики как самостоятельной дисциплины. Их учение утверждали основной дизайнерский принцип - высокое качество и функциональность изделий должно гармонично соотноситься с удобной формой, где присутствует ощущение материала, цвета и тому подобное. Например, Д. Рескин принадлежит такая известная сегодня фраза, что "дело погибает так же быстро, как и создается", а "то, что обходится слишком дешево, на поверку оказывается очень дорогим". Он выдвинул три важных требования, которые до сих пор составляют основу дизайнерской деятельности:
1) не прибегайте к производству тех вещей, в которых не присутствует личная изобретательность,
2) не прибегайте к тщательной обработки вещи ради нее самой, а только ради ее практической цели,
3) никогда не прибегайте к имитации или копированию, разве что ради воспоминания о произведении прошлого.
Основные принципы тогдашней промышленной эстетики воплощены в работе Г. Земпера "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика", написанной в 1860-63 гг.
Спонсор статьи: Everest-capital.ru - это промышленные септики и другие большие пластиковые емкости по низким ценам от производителя.
« назад
|